Московские палаты Аверкия Кириллова

Палаты Кириллова Аверкия, что находятся на Барсеньевской набережной под номером 20, являются уникальным образцом городской крупной усадьбы принадлежащей к 17 столетию. Церковь Николая Чудотворца, сами Палаты и служебные постройки, расположенные вдоль набережной представляют собой один архитектурный комплекс. Расположенный на набережной Москвы – реки ансамбль, своей основой имеющий две одновременные постройки 17 века, которые были долгое время соединены между собой, возведен на смежных двух владениях, одно из них являлось церковным. Это довольно распространенная ситуация для Москвы, когда дом знатного прихожанина, на средства которого строилась рядом приходская церковь, имел с ней соединение посредством перехода. Одновременность храма и палат, их близкое и соотнесенное, волей заказчика, расположение друг с другом, во многом послужили определением комплексности этих зданий, которая сохранилась по сей день, (благодаря этому ансамбль стал именоваться в литературе «усадьбой Аверкия Кириллова»).

В соответствии с некоторыми преданиями и источниками, владение, на котором расположены палаты, некогда принадлежало боярскому семейству Беклемишевым. Последним владельцем из сего рода является известный деятель конца 15 в. Н.В. Берсень – Беклемишев, который подвергся казни. Судя по всему, именно его имя закрепилось в названии современной набережной и урочища. Владение, в начале 16 века, перешло в казну, а затем его подарили Кириллу – садовнику государя. Сохранившийся до наших дней ансамбль церкви и жилых палат создан был, в основном, в период 1656 – 1657 годов, во времена владения им внука Кирилла московским гостем Аверкием Кирилловым, который был возведен в думные дьяки царским указом. Композицию ансамбля представляет главный дом в глубине участка, находящаяся на юго – востоке от палат церковь, имевшая в прежние времена на своем владении кладбище для своих прихожан и службы расположенные вдоль реки. Эта композиция, скорее всего, возникла еще до 17 века. Въезды со стороны дороги, которая уходила на юг от брода, вели на оба владения.

При Аверкии Кириллове строительство проводилось в соответствии с традиционной схемой и при использовании каменных сооружений, ранее здесь существовавших. К концу 17 века церковный участок вдоль набережной приобретает каменные постройки с надвратной колокольней. Главный дом усадьбы перестраивался в 1703 – 1711 годах. Северный фасад его стал более нарядным и со стороны реки комплекс приобрел достаточно импозантный вид, так как река в это время приобретает статус городской магистрали.

В 18 веке, во время размещения Сената в главном доме, был разобран переход между церковью и палатами. В период 1858 – 1917 годов дом находился во владении Московского археологического общества.

Палаты являются главным домом усадьбы Кирилловых, возводились они на основе еще более старинного сооружения, датируемого, примерно, 15 – 16 веками. Первоначально здание имело вид «бруса» - прямоугольника, вытянутого с востока на запад. Над «казной» - белокаменным подклетом, с поперечными сенями и четырьмя, с боку из них выходившими помещениями, вероятнее всего, возвышалась деревянная надстройка. Обычно, подобные подклеты обладали не одной надстройкой, которые сгорали при пожарах: «казна» подправлялась, и над нею строили новые срубы. Во время из одного такого обновления, примерно в первой четверти 17 века, подклет подвергли определенной переделке; белокаменная кладка при этом сохранилась в значительной степени, поскольку она была разобрана до фундамента только в юго-восточной части, где увеличили площадь помещения, тем не менее, здание получило несколько другой абрис плана, который был близок к «глаголю».

В 1656 – 57 годах над подклетом были возведены два этажа из кирпича, которые повторили его принцип планировки и асимметричную конфигурацию. Завершились работы белокаменным резным замком, исполнившим роль своеобразного «закладного» камня, размещенного по центру свода парадного второго этажа палаты с юго-восточной стороны. Согласно имеющейся традиции эта главная приемная палата отличалась не только своим убранством и вместительностью, но и изображением креста на своем своде (поэтому она называется «крестовая»). Резной крест, располагающийся по центру замка, который оформлен в виде округлого картуша, обрамляет надпись сделанную вязью и содержит дату постройки. Таким образом, образована основа здания. Помещения во всех своих ярусах являются сводчатыми. В углу сеней подклета на северо – западе располагается внутристенная лестница, которая соединяет второй этаж и подклет. Вполне вероятно, что некогда к палатам были примкнуты наружные крыльца, которые вели к сеням второго этажа, в этом случае, парадное крыльцо, должно быть, располагалось с юга. Крыльца были и у торцов постройки.

В 1690 годах было построено на востоке Красное крыльцо, составная часть которого входила в узкий, расположенный во всю высоту здания объем, выступающий ризалитом в фасаде с северной стороны, и переход на двух арках из камня между церковью и домом (до наших дней не сохранился). С запада одновременно была возведена постройка с ризалитом, симметрично фасаду с восточной стороны. Вполне возможно, что в то же время заново украсили и отремонтировали крестовую палату с юго-востока на втором парадном этаже. В те времена над третьем этажом был четвертый, скорее всего деревянный летний этаж, с расположенными вокруг него белокаменными гульбищами (сегодня есть его уцелевшие фрагменты) и «висячий сад»; вероятно, что именно тогда с юга было поставлено каменное крыльцо и при нем устроены ретирады (до наших дней не сохранились). Сложный карниз, который венчает дом, пышные оконные наличники, лопатки, междуэтажные тяги столбы парадного крыльца в форме кувшинов, белый камень и полихромные изразцы в наружном декоре, роспись и резьба, которая сохранилась на своде палаты с юго-востока – эти детали и приемы придают зданию нарядность и делают его пластически насыщенным. Первоначально, наружный декор, судя по всему, был дополнен росписью, так как ее фрагменты были найдены на южном фасаде.

Дом подвергся перестройке в 1703-11 гг. В ту пору в усадьбе хозяйствовал А.Ф. Курбатов – дьяк Оружейной палаты женатый на вдове Кириллова Я.А. Он был главой московского магистрата, и строительство Арсенала проходило фактически под его руководством. В то время к средней части фасада с северной стороны пристроили ризалит, который венчал «теремок» (он представлял собой как бы часть четвертого деревянного этажа, который не сохранился). Теремок перекрывали деревянные своды (восстановлен посредством реставрации с изменением в изначальной конструкции). Эта пристройка обладает богатым декором венчающей части («теремок» по своим сторонам имеет рельефные изображения фруктов и цветов, а так же, белокаменные волюты), окнами с наличниками на третьем этаже, которые венчают лучковые фронтоны с раковинами в тимпанах, и другим декором из белого камня. Это здание имеет принадлежность к уже петровской архитектуре. Особенно привлекает внимание портал входа, обладающий мощным козырьком и фигурными консолями, перед ним располагается лестница, имевшая, согласно исследованиям, пятигранное очертание плана. С тех пор как был построен ризалит, фасад дома, который обращен к реке, стал главным. Согласно предположениям, авторство перестройки северного фасада принадлежит Михаилу Чоглокову – заместителю Курбатова во время строительства Арсенала в Кремле.