Москва в период Петровских реформ

О Петре I великом реформаторе, гордости и славе России написано очень много. Ему посвящено множество книг и трудов, поэтому здесь, мы не будем останавливаться на его деятельности. Поговорим лучше о благоустройстве Москвы в период его правления. Тема эта менее известна и, поэтому, будет, пожалуй, интересна многим.

За весь период царствования Петра Великого им было написано великое множество (до 4-х тыс.) документов, среди которых различные манифесты и указы. Существенная часть его реформ была направлена на улучшение жизни населения и благоустройство города. Дворники вышли на городские улицы еще во времена Алексея Михайловича, издавшего «Наказ о градском благочинии» первый документ, относящийся к российскому жилищно-коммунальному хозяйству. Заметим, что к XIX веку к дворникам стали относиться весьма уважительно. Они работали при доходных домах, следили за порядком в учебных заведениях, без них не обходилось ни одно учреждение и частные особняки. Их обязанности отличались разнообразием, в них входил: полив и уборка улиц, уборка снега, заготовка дров, вынос мусора. Кроме этого, столичные дворники заступали на круглосуточное дежурство у ворот домов, которые на ночь закрывались. Дабы попасть внутрь, было необходимо позвать дворника.

Разумеется, их появление в 1649-м г. улучшило ситуацию в столице, однако, не принесло ощутимых перемен в санитарном состоянии города. Грязь стояла непролазная. Не лучше обстояли дела в Кремле, разместившем различные коллегии. Страшная антисанитария способствовала распространению болезней. Весной 1699 г. государь опубликовал Указ «О наблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки». По этому документу горожане не должны были засорять мусором улицы, поддерживать чистоту мостовых, убирать дворы, отходы должны были вывозиться за город и засыпаться землей. Наказание для нарушителей наступало незамедлительно и неотвратимо. Их забирали в земский приказ, били плетьми и взимали штраф. Если таковой был пойман вторично, то следовало ужесточение наказания, в соответствии с этим рос и штраф (до 10 руб.) сумма по тем временам немалая. Указ государя стал мощнейшим подспорьем для чиновников отвечавших за чистоту Москвы, и облегчил труд дворников, убиравших улицы. При Петре I началась прокладка канализации, стали появляться урны.

Изменения затронули и быт. Петру хотелось, чтобы его соотечественники были похожи на европейцев. История с боярами и бородами известна всем. После бороды пришел черед одежды и вскоре последовал запрет на длиннополое платье. Население города и дворяне должны были носить немецкие и венгерские кафтаны. Опоздавшие со сменой гардероба горожане, платили пошлину, в противном случае им тут же, на улице обрезали платье.

Изменился и семейный уклад. В 1702-м году перемены коснулись порядка бракосочетаний. Старомодные смотрины заменило обручение. Царь запретил браки по принуждению. Не обошел вниманием царь и воспитание детей. Отпрыски благородных семейств обучались изысканным манерам, должны были быть образованны и, разумеется, опрятны внешне. Дети воспитывались в почитании и смирении и даже прекословя родителю (правило только для сыновей) должны были говорить вежливо и учтиво. Воспитывалось почтение к труду. Юношей обучали верховой езде, танцам, они постигали грамоту и прочие умения, которые пристали дворянам.

Не забыли и о девушках. Причем, если сыновья должны были иметь всего три добродетели (учтивость, приветливость и смирение), то девицы обязаны были обладать парой десятков таковых: благочестием, трудолюбием, смирением, милосердием, бережливостью, стыдливостью, целомудрием, чистоплотностью, молчаливостью, верностью и т. п. Дворянский досуг стал предполагать публичное общение - ассамблею. Теперь, женщине было позволено появляться на публике, отменялись раздельные застолья, появились торжественные шествия.

В быту двора тоже появились изменения. Новшества были напрямую связаны с всепьянейшим собором. Петру принадлежит "Устав всепьянейшего собора", где перечислялись чины, входившие в него, обязанности, поведение и пр. В соборе состояли обжоры и любители выпить. Соборяне, поклоняясь Бахусу. В праздники пьяницы покидали кельи, к ним присоединялся царь со свитой (до 200-т человек), рассевшись в сани, куда запрягали козлов, медведей или свиней, они отправлялись славить богатых купцов и бояр, которые должны были дарить им подарки.

Попытки некоторых ученых оправдать деятельность собора придавая ему, глубокий смысл воспитательного значения, дескать, полюбуйтесь на пьяниц, выглядят неубедительно. Скорее всего, никакого идейного, так сказать, смысла этот дикий разгул не несет. Это варварское развлечение являлось следствием низких культурных запросов государя и соборян.

Изменения быта, кстати, не коснулись сельского населения. Крестьяне носили те же зипуны, бороды, холщовые одежки. Неизменным осталось воспитание детей и отношения в семье. В целом, потратив массу энергии на изменения среди высшего и среднего сословия, простым людом Петр не озаботился.