Георгий Васильевич Свиридов

Георгий Васильевич Свиридов (3 [16] декабря 1915, Фатеж, Курская губерния — 6 января 1998, Москва) — советский и российский композитор, пианист. Народный артист СССР (1970). Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии первой степени (1946), двух Государственных премий СССР (1968, 1980) и Государственной премии РФ (1994).

Среди сочинений Свиридова — всемирно известные музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» и сюита «Время, вперёд!».

Свиридов, Георгий Васильевич

Свиридов, Георгий Васильевич

Далёкие предки композитора были выходцами из Воронежской губернии, переселившимися в село Нижневыгорное Тимского уезда Курской губернии.

Георгий Васильевич Свиридов родился в городе Фатеж, ныне Курской области. Его отец был почтовым служащим, а мать — учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в Гражданской войне, погиб, когда Георгию было 4 года.

В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте — балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе у Веры Уфимцевой и Мирона Крутянского. По совету последнего в 1932 году Свиридов переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано у Исайи Браудо и по классу композиции у Михаила Юдина в Центральном музыкальном техникуме, который он окончил в 1936 году.

С 1936 по 1941 год Свиридов учился в Ленинградской консерватории в классе композиции П. Б. Рязанова и Д. Д. Шостаковича. В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР.

Мобилизованный в 1941 году, спустя несколько дней после окончания консерватории, Свиридов был отправлен в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), перебазированное в августе 1941 в город Бирск Башкирской АССР, но в конце года был комиссован по состоянию здоровья.

До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он писал военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров, в том числе к музыкальной комедии «Раскинулось море широко» (1943), поставленной в находившемся в Барнауле московском Камерном театре.

В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1956 году поселился в Москве. Писал симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы. C 1957 года член правления Союза композиторов СССР, в 1962—1974 годах секретарь, в 1968—1973 — первый секретарь правления Союза композиторов РСФСР. Депутат Верховного Совета РСФСР 7-го, 8-го и 9-го созывов. За подписью Свиридова 17 сентября 1958 года в газете «Правда» была опубликована статья «Искоренять пошлость в музыке», в которой Марк Бернес обвинялся в пошлости и пренебрежительном отношении к вокальной технике.

В июне 1974 года на Фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова своей искушённой публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов». Один из основателей Петровской академии наук и искусств.

В последние годы Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался от остановки сердца. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя Свиридов был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Творчество Свиридова

Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году — ставший знаменитым цикл лирических романсов на стихи А. С. Пушкина.

Пока он учился в Ленинградской консерватории, с 1936 по 1941 год, Свиридов экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Он написал Концерт для фортепиано № 1 (1936—1939), Симфонию № 1 и камерную симфонию для струнных инструментов (1940).

Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича, но также, например, в Первой партите для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку Пауля Хиндемита.

Начиная с середины 1950-х годов, Свиридов обрёл свой яркий самобытный стиль, и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер. Из времён года Свиридов больше всего любил зиму, полагая, что зима — это «время, когда Россия особенно ярко выражает своё естество». Свежие и прекрасные северные зимы композитор с особым вдохновением музыкально иллюстрировал в своих произведениях.

В 1964 году Свиридов написал музыку к фильму «Метель» по прозе Пушкина, которая полюбилась слушателям, часто исполнялась в радио- и телепрограммах. В 1974 году по совету жены, Эльзы Густавовны, знатока и ценителя его творчества, Свиридов сделал основательную редакцию партитуры. Произведение получило статус как самостоятельное и стало называться «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина „Метель“». Мировую известность получило в исполнении симфонического оркестра под управлением Владимира Федосеева. Критики обращали внимание, что в первой части иллюстраций свиридовская «Тройка» бежит зимой, что ощущается в музыке «непостижимым образом». В том же 1964 году Свиридов первым из композиторов написал кантату на стихи Бориса Пастернака «Снег идёт», в которой всего на двух нотах нарисовал завораживающую музыкальную картину тихого снегопада за окном. Картины ушедшей в историю России, лирический образ её старины воссозданы Свиридовым во фрагменте «Поёт зима» из Поэмы памяти Сергея Есенина. Для «Гимна Родине» Свиридов выбрал стихотворение Фёдора Сологуба «Где грустят леса дремливые, изнурённые морозами…», посвящённое русскому Северу.

Непосредственным образом с родным краем связан хоровой цикл Свиридова «Курские песни». Это произведение дало определение новому направлению в русской музыке, получившее название «новая фольклорная волна», в русле которой работали и композиторы-«шестидесятники» — Р. К. Щедрин, Н. Н. Сидельников, С. М. Слонимский, В. А. Гаврилин и другие.

Музыка Свиридова долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный национальный характер.

Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего М. П. Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использует традиции старинного канта, обрядовых попевок, знаменного пения, а в то же время — и современной городской массовой песни. Творчество Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность.

Награды и премии

  • Герой Социалистического Труда (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 декабря 1975 года, орден Ленина и золотая медаль «Серп и Молот») — за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства, и в связи с шестидесятилетием со дня рождения
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (10 декабря 1995 года) — за создание высокохудожественных произведений отечественной культуры и выдающийся вклад в мировое музыкальное искусство
  • Четыре ордена Ленина (16 декабря 1965 года; 2 июля 1971 года; 18 декабря 1975 года; 13 декабря 1985 года)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Народный артист СССР (1970 год)
  • Народный артист РСФСР (1953 год)
  • Ленинская премия (1960 год) — за „Патетическую ораторию“ на слова В. В. Маяковского
  • Сталинская премия первой степени за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1945 год в области музыки (Произведения малых форм) (26 июня 1946 года) — за трио для фортепиано, скрипки и виолончели
  • Государственная премия СССР 1968 года в области литературы, искусства и архитектуры (в области музыки и концертно-исполнительской деятельности) (5 ноября 1968 года) — за „Курские песни“ для хора и оркестра»
  • Государственная премия СССР 1980 года в области литературы, искусства и архитектуры (31 октября 1980 года) — за концерт для хора «Пушкинский венок»
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1994 года (в области музыкального искусства) (29 мая 1995 года) — за «Песнопения и молитвы» для большого смешанного хора
  • Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1997 года (15 декабря 1997 года)
  • Орден Свободы 2-й степени (Албания, 1954)
  • Ордена и медали иностранных государств
  • Премия мэра Москвы в области литературы и искусства
  • Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»
  • Почётный гражданин г. Курск (1982)
  • Почётный гражданин города Москвы (3 сентября 1997 года) — в связи с празднованием 850-летия основания города Москвы, за выдающиеся заслуги перед городом и гражданами Москвы
  • Почётный доктор СПбГУП с 1996 года