Варварская площадь и Солянки
Если, прогуливаясь по центру Москвы, дойти до улицы Солянки, что находится неподалеку от Воронцова поля и Яузских ворот, то можно увидеть весьма живописную картину. Эта часть столицы может похвастаться множеством разнообразных архитектурных шедевров, среди которых: храмы, скверы и великолепнейшие здания. В общем, есть на что полюбоваться.
Начнем, пожалуй, со станции метро "Китай-город", а точнее с выхода из него. Выход, правда, звучит не совсем точно, выходов здесь целых одиннадцать, поэтому нужно точно знать, куда направляешься, чтобы не заблудиться. Ранее станцию, называли "Площадь Ногина", в честь одноименной площади, которая, в свою очередь была названа в честь героя-революционера Виктора Павловича Ногина (1883-1924), чей бюст по сей день украшает один из выходов метро. А если заглянуть вглубь истории, то мы узнаем, что когда-то - до 1924 г. - площадь называли Варварской. Сравнительно недавно, уже в 90-е годы, ее вновь переименовали, и теперь она называется Площадь Варварские Ворота. В 92-м после открытия памятника Кирилла и Мефодия (начало Ильинского сквера), площадь поделили, и появилась еще и Славянская.
Прогуливаясь по Солянке, кстати, ее название имеет прямое отношение к императорскому Соляному двору организованному в XVII-XIX в. В времена средневековья соль, была очень ценным товаром и ее нехватка неоднократно приводила к, так называемым "соляным бунтам". По этой причине, вплоть до 1733 года продажа соли была монополизирована государством. Были установлены соответствующие расценки, по которым она сдавалась государству. Запасы соли хранились в амбарах Соляного двора, откуда и выдавалась торговцам, которые могли продавать ее по назначенной государством цене. Впрочем, это дела давно минувших дней, поэтому вернемся к улице Солянка. В непосредственной близости от нее находится храм Всех Святых на Кулишках. Сначала, в 1830 году, Дмитрий Донской, дабы почтить память павших на Куликовом поле, построил деревянный храм, позднее (1488 г.) его заменили на каменный. После революции, а точнее в 30-е годы двадцатого столетия его планировали взорвать, однако передумали и приспособили под нужды НКВД. В 1991 г. храм снова был открыт для верующих. В 1994 г. в церковном подвале были найдены останки расстрелянных, дабы почтить их память у подвальной стены установили крест.
Кстати, в названиях "на Кулишках" и "на Куликовом поле" есть нечто общее, не находите? Академик А.Т.Фоменко считает, что это синонимы. По его мнению, Куликовское сражение состоялось именно на Кулишках. Его взгляды разделяют далеко не все ученые. Но, полагаю, эта теория имеет права быть упомянутой.
А к "черту на кулички» вам ходить не приходилось? А у "черта на куличках" не жили? Или ваши знакомые? Это выражение связано с упомянутыми Кулишками. Об этой занимательной истории рассказывал И.В.Винокуров, крупнейший в стране исследователь полтергейста. Дело было так.
Московский патриарх Иоанн организовал, при церкви Троицы расположенной на Солянке, богадельню. И вот однажды, поздней осенью 1666 г., случилось там невиданное событие, смутившее умы прихожан и лишившее покоя государя Алексея Михайловича. В богадельне поселился демон, насланный, вне всякого сомнения, богомерзким колдуном. Сие демоническое отродье не скупилось на пакости: он мешал старушкам спать, сквернословил, опрокидывал лавки, на которых спали люди, отовсюду раздавались стук и громыхание и звон. Избавиться от нечистой силы не помогли даже усердные молитвы, кои творили ошарашенные происходящим священнослужители. Напротив, диавол разошелся еще больше. Государю Алексею Михайловичу пришлось просить о помощи в изгнании бесовского отродья преподобного Иллариона (1632-1708гг.), который в указанное время, как раз посетил Москву. Иллариону, с огромным трудом, удалось победить беса и изгнать полтергейст. С течением времени, память об этом событии изгладилась, и до наших дней дошло только выражения: "к черту на кулички" - то есть неведомо куда и "у чёрта на куличках" - что означает неведомо где.
Но вернемся к храму. Возникновением площади, храм обязан "петровским" бастионам, которые были воздвигнуты дабы оборонять Москву от Карла Шведского, ежели бы тот надумал вдруг напасть. В 1819-1823 годах эти бастионы были срыты, район благоустроили: на Варварской площади появилась булыжная мостовая, в построенном здесь фонтане плескалась мытищенская вода. В 1913 году на площади было построено здание Делового двора (угол Китайгородского проезда) и она обрела законченный вид.
Тогда же, Варваринским обществом домовладельцев, на Солянке был построен доходный дом. Самым, пожалуй, красивым домом Солянки можно назвать здание Опекунского Совета (1823-26 гг.). Это сооружение, выстроенное в стиле ампир, поражает великолепным 8-колонным портиком и 2-этажными переходами, соединяющими корпуса. Опекунский совет управлял (опекал) сиротскими приютами, больницами, лазаретами, богадельнями, средне специальными учебными заведениями. Дабы пополнить свой бюджет он занимался финансовыми операциями, продажей кожевенных, фаянсовых, фарфоровых изделий и пр. Отмена крепостного права вынудила многих разорившихся аристократов закладывать здесь имения. Отметился здесь Пушкин, заложивший одно из своих поместий, сюда планировал "сдавать" мертвые души Чичиков. Летом 1917 г. эту организацию упразднили, а дела передали Министерству гос. призрения. Позднее (1944 г.) здесь разместили Академию медицинских наук.