Московский Манеж
Историческое здание – Московский Манеж располагается на Моховой улице под номером 1/9 между Сапожковой и Манежной площадями, улицей Моховой и Александровским садом. В этом здании постоянно проходят выставки с 1957 года, также, его используют под экспозиции и иные публичные мероприятия. Его официальное название с 1967 года – Выставочный центральный зал «Манеж».
Построен «Манеж» в 1817 году к пятилетней годовщине российской победы в 1812 году в соответствии с проектом А. А. Бетанкура. Позднее, в 1824 – 25 годах Осип Бове отделал его фасады в стиле Ампир.
Манеж в Москве представляет собой одноэтажное здание общей площадью порядка 6500 кв.м., его боковые фасады в длину составляют более чем 166 метров. Построено здание в стиле классицизма: торцовые фасады украшают гладкие без всякого декора фронтоны и аркада с дверьми и окнами из семи арочных проемов. Мотив аркад повторён, также, на боковых фасадах более выражено.
Главным фасадом считается Южный фасад, он выходит к Кутафьей башне (один из четырех входов в Кремль). Ныне обращенная сторона к Манежной площади, некогда терялась в городских постройках.
Укрупненные пропорции здания, мерный ритм его пилонов и колонн, а также сдержанная колористика в духе того времени, придают ему выраженную монументальность. Рисунок фасадов создает аркада оконных проемов, которые разделены на три четверти тосканскими колоннами, а также, тяжелым антаблементом с рельефными вставками. Двускатная, довольно высокая кровля, визуально облегчается за счет часто поставленных слуховых окон и гладких фронтонов.
Ажурную конструкцию кровли скрыл подвешенный потолок. Внутри все пространство Манежа было полностью открыто и хорошо просматривалось, поскольку изначально он проектировался для конной выездки. Именно в этой открытости заключалась уникальность и ценность Манежа, он смотрелся, этаким, колонным портиком, как бы продолжая городскую площадь.
Возник Манеж во многом благодаря пожару в Москве в период наполеоновского нашествия в 1812 году. Полыхавший неделю на пролет город был катастрофически опустошен. После того, как победа была одержана, Московская строительная комиссия принялась переделывать средневековую выгоревшую беспорядочную застройку в классический единый архитектурный ансамбль. Среди возведенных зданий был и Манеж, выстроенный в пространстве, которое до войны было загромождено купеческими лавками.
На выгоревшем пустыре, по распоряжению Александра первого, был возведен Манеж, в те времена именовавшийся «Экзерциргауз» (дом для упражнений), который был рассчитан на пехотный полк (две тысячи человек). Здание, находящееся неподалеку от выхода из Кремля через башню Кутафью и Троицкую, рядом с расположениями полков, было предназначено для военной муштры.
В тысяча восемьсот семнадцатом году работу над проектом поручили архитектору Бетанкуру А.А., перед которым поставили задачу по возведению огромного здания, в котором смог бы маневрировать целый полк без каких – либо помех. Вскоре им был создан проект сооружения, которому не находилось равных в мире очень долгое время: уникальная конструкция стропил, рассчитана таким образом, чтобы здание 45 – ти метровой ширины могло перекрываться без внутренних опор. Тридцать деревянных ферм имели опору только лишь на одни наружные стены.
В том же году, весной, российский, довольно известный инженер Лев Карбонье, являющийся главным инспектором земляных и гидравлических работ в Москве, приступил к воплощению проекта в жизнь. Темпы работ были ударными, поскольку внимание царя к строительству было особенным. Со всех уголков империи свозились в Москву стволы вековых лиственниц для создания уникальных стропил, для которых требовался особенный материал, хотя, они так и не были выполнены в действительности.
Спустя восемь месяцев с момента начала строительных работ, в пятую победную годовщину над Наполеоном, состоялось торжественное открытие Экзерциргауза при параде войск, на котором присутствовал император. Манеж, для москвичей, сразу же обрел символ памятника победе над врагом 1812 года.
В июле 1818 года, год спустя после сдачи постройки, в двух стропильных фермах образовались трещины. Полагали, что главная причина здесь – жара, пересушившая дерево. Однако поговаривали и о чересчур спешном строительстве, вызвавшим, в итоге, брак, а так же, о возможных просчетах и ошибках.
Следующим летом еще несколько элементов оказались треснутыми, что вызвало проседание стропил и повлекло за собой необходимость усовершенствования кровли. Тем не менее, указание об этом император отдал лишь в 1823 году. Инженером Р.Р. Баусом была рассчитана и осуществлена новая кровля, для чего количество ферм увеличилось с тридцати до сорока пяти, при этом, были улучшены отдельные детали конструкции. Специально создали Комиссию, занимающуюся обследованием кровельной конструкции во главе с инженером – полковником Я. Де – Витте, в комиссию, так же, входили инженеры Девис, Баус и другие.
В 1824 году, к Комиссии, занимающейся обследованием Манежа, присоединился Осип Бове, который взялся за отделочные работы Манежа, так как во время перестройки кровли появилась необходимость в различных работах и в исправлении карниза. Им был разработан и воплощен проект скульптурного декоративного убранства в популярной в те времена теме – военных античных доспехов, символизирующих победу. После выполнения штукатурных и лепных работ, Бове был намерен установить двенадцать чугунных горельефов, которые задумывались еще Бетанкуром. Старые эскизы, к тому времени, уже были утеряны, поэтому Бове был вынужден создавать новый проект трофеев. Горельефы тематики «Военные доспехи» предназначались для глухих простенков сооружения, однако этой идее не суждено было осуществиться.
В 1825 году умер Александр первый. Новый император никак не проявлял свой интерес к строительству Манежа. Изготовление рельефов было остановлено. На этом Манеж приобрел свой окончательный вид, не считая позже пристроенной ротонды.
Ротонда была пристроена к фасаду здания со стороны Александровского сада в 1838 году, здесь был размещен престол церкви Николы, разобранной на Троицкой площади в Сапожке. В советские времена эта пристройка была снесена, так как создавала помехи при прокладывании трамвайных путей на улице Манежной.
На протяжении некоторого времени, кроме кавалеристской выездки, в Манеже размещали дворцовые конюшни.
Манеж довольно быстро избавился от милитаристского духа, здесь больше не проводят выездки царских конных полков, а организовываются концерты, выставки, гуляния. В нем регулярно проводили выставки с 1831 года.
Здесь собирали более двенадцати тысяч зрителей Николай Рубинштейн и Гектор Берлиоз во время дирижирования оркестром и хором в пятьсот человек в 1867 году.
В Манеже была проведена этнографическая выставка, которая показывала повседневный быт разных народов России при помощи фигур изготовленных из папье-маше разодетых в костюмы. На выставке присутствовал император Александр третий, однако, он быстро удалился, обозвав фигуры уродами (1865 – 1867 гг.).
В 1872 году здесь была проведена Политехническая выставка.
Именно из Манежа в 1896 году, россияне провожали в последний путь своего императора - Александра третьего.
После тысяча девятьсот семнадцатого года Манеж исполнял роль гаража для правительственных автомашин. Его состояние претерпевает заметные ухудшения – балки просели почти на один метр.
В тысяча девятьсот тридцатом году их пытаются укрепить при помощи металлических листов и подпорок в виде колонн, которые разрушили простор всего интерьера.
В военное время, в 1941 году, в здание Манежа угодила фугасная немецкая бомба, однако она не принесла ему практически ни какого вреда.
Со смертью Сталина Манеж возвращен городу.
Реставрация Манежа проходила под руководством знаменитого архитектора Д. Кульчинского. Стены очищались от типографской масляной краски, коей был покрашен Манеж в целях маскировки в военный период, были взорваны эстакады для автомобилей, восстановлены рельефы с Георгием Победоносцем и двуглавым орлом по уцелевшим образцам. В работах по восстановлению манежа принимали участие и метростроевцы, во главе которых стоял Василий Полежаев.
Первого декабря в 1962 году здесь состоялась выставка «Новая реальность» - художников – авангардистов. Никита Хрущев, посетивший эту выставку, очень резко раскритиковал творчество авторов участвующих в выставке, и заявил, что нашему народу подобное не нужно! Такая реакция Хрущева повлекла за собой серьезную компанию против формализма и абстракционизма в СССР.
С 1967 года Манеж стал известен под названием «Центрального выставочного зала» и стал местом, где проводились выставки самых крупных российских и советских художников, различных мероприятий и ярмарок.
1979 годы – Манеж собирает зрителей на Глазунова.
1990 годы осуществляется проведение ярмарки искусства авангарда «Art-Mif».
1996 год – впервые была проведена выставка «АРТ – Манеж».
В 1998 году здесь организовывалась выставка под названием «Арт-Манеж-98», на которой художником Авдеем Тер-Оганьян проводился перформанс «Юный безбожник», который сопровождался разрубанием с помощью топора православных икон. В результате против него завели уголовное дело и обвинили в разжигании религиозной вражды.
В самом начале 21 века, по инициативе московского мэра, в Манеже проводятся всероссийские медовые ярмарки.
В 2004 году, 14 марта, в Манеже случился пожар, а в апреле 2005 года он был вновь открыт после реконструкции.
После реконструкции здесь был проведен первый вернисаж – выставка художника С. Андрияки с его учениками.
Пожар в 2004 году.
В день президентских выборов, в 2004 году 14 марта, Манеж претерпел серьезный пожар пятой (высшей) категории сложности. Его тушение не обошлось без жертв – погибли пожарные Эдуард Фомин и Геннадий Золотков. В ходе этой трагедии были уничтожены в большом количестве произведения девяносто двух театральных российских художников, собранных в стенах Манежа на выставку «Итоги сезона».
В результате огонь уничтожил кровлю, не были повреждены только одни наружные массивные стены. За поджог здания Манежа, равно как и за халатное обращение к уголовной ответственности никто не был привлечен.
В процессе восстановления Манеж был полностью перестроен: под ним разместили подземную автостоянку, в здании установили эскалаторы, стеклянные ограждения, лифты. Был «открыт» и потолок Манежа, а также знаменитые фермы Бетанкура, которые воссоздали снова. Слуховые окна на кровле приобрели более заметный, акцентированный вид. По мнению многих архитекторов, новые изменения исказили первоначальный замысел Бетанкура А.А. и привели к возведению в столичном центре еще одного «новодела». Однако это не изменило уже сложившейся ситуации, ведь работы по перестройке еще не были начаты, а Лужков уже подал в суд на телеканал «Россия» и искусствоведа А. Комеча за критику проекта по реконструкции здания Манежа.
Однако эта реконструкция существенно увеличила манежные выставочные площади и количество мест для парковки недалеко от Кремля. План реконструкции здания Манежа был годов еще задолго до трагического пожара, его изначальная стоимость составляла 25 миллионов евро.