Москва при царе Алексее Михайловиче Романове
Личность царя Алексея Михайловича прозванного "Тишайшим" запечатлелась на Москве того времени, отражаясь на внешности. Отроком шестнадцати лет он был венчан на царство. Юный Алексей отличался мягким и податливым характером и душевной теплотой, поэтому на него, очень сильно влияли окружающие, сначала боярин Морозов, его воспитатель, потом патриарх Никон и боярин Матвеев. Впрочем, их влияние, не подавляло в нем самостоятельности, что, очень ярко проявилось, когда к нему пришла пора зрелости.
Мягкий характер государя сказывался в благотворительной деятельности: он посещал заключенных и оказывал помощь страждущим. В его письмах, дошедших до нас, отчетливо видно его неравнодушие к бедам и нуждам простого народа. Однако виновные, могли почувствовать и чувствовали на себе тяжесть царского гнева. Случалось царю и самолично творить расправу. К примеру, однажды, на заседании боярской думы, хвастливые речи боярина Милославского вывели государя из терпения, и "Тишайший" оттаскал его за бороду и выкинул за дверь.
Самодержавная власть высоко ценилась государем. Осознание царского величия заставило его окружить свою персону подлинным великолепием. Алексей Михайлович привечал чужеземцев и позволял им проживать в городе, но только в Немецкой слободе. Следует отметить, что отдавая дань успехам, которыми могло похвастаться западное образование, он не испытывал перед ними благоговения, как Петр I. Опасаясь "чужебесия", он предпочитал им соотечественников. Правление царя Алексея Михайловича тихим, однако, не назовешь, более того, оно отмечено многими событиями и было, скорее, бурным.
Прибывали в город иностранные послы, принимаемые с большим блеском. Отправлялись за границу русские посольства. Можно вспомнить о народном бунте, направленном против бояр Милославских и Морозова. Был и "монетный" бунт, вызванный вздорожанием всего, из-за того, что серебряную монету поменяли на медные. Сильнейшим потрясением стал, однако, церковный раскол, вызванный внесенными в богослужебные книги исправлениями, инициатором которого стал патриарх Никон. Видела Москва и четвертование Стеньки Разина, оправилась после несколько сильных пожаров и тяжелейшей чумы, когда вымерло почти все население города.
Осенью 1654 года в Москве началась чума. Царская семья, все это время, была вынуждена жить в Калязином монастыре. Недуг унес огромное количество людей. Москвичи в страхе разбегались из города, разнося заразу. Лавки опустели, преступники сбежали из тюрем, начались погромы. Трупы валялись на улицах и в домах. Гробы не успевали делать и покойников зарывали в ямы. До нас дошел список, сделанный царским посадником, согласно которого тогда погибло более четырехсот тысяч человек. Чудов монастырь потерял 182 монаха, выжили только 16 человек. Успенский собор потерял практически всех, за исключением одного священнослужителя. Карантинные меры ничего не дали.
Иностранцы воспринимали столицу как огромный благоустроенный город, выдерживающий сравнение с западноевропейскими столицами. Дома в Москве закрывались на большие, кованые засовы. Крутые лестницы, дворики и огороды, множество зелени, большое количество церквей очень красивой архитектуры особенно поражали гостей столицы. Интриговала приезжих и личность государя. Будучи кроток нравом, и набожен он, в отличие от отца, отличался подвижностью и энергичностью. Обожал охоту и часто принимал в ней участие, не забывая, впрочем, и о государстве. Из него вышел примерный отец и любящий супруг.
Вторая его супруга Наталья Кирилловна обладала красотой, стройным станом и приятным голосом. Государь заботился об образовании своих отпрысков и сыновей и дочерей в равной степени. Любил умные беседы, чтение и размышления о прочитанном. Окружал себя образованными людьми, был набожен и начитан. Эти качества заметно выделяли государя среди современников. Имел склонность к писательству и любил произносить речи торжественные. Содействовал открытию школ.
Заботился об устройстве войск. Заменил наемные иностранные полки русскими. Пополнял драгунские, рейтарские полки и конницу. Организовал пехоту. Ему нравились нововведения, он обращал внимание на иностранный опыт и перенимал его, однако берег русский быт и уважал национальные традиции и обычаи. Скончался "Тишайший Царь" в конце января 1676 года. Плач стоял на Руси преогромный. Народ горючими слезами оплакал любимого им Самодержца, который благодаря своему нраву жил с народом душа в душу.