Каменная летопись Москвы
Здания из камня в Москве начали возводить лишь в ХIV веке. Дома знатных людей и простолюдинов строились из древесины, которая являлась самым доступным материалом. Однако, к сожалению, дерево быстро ветшает и очень легко загорается. Время и огонь стерли древние постройки, и мы не можем ими полюбоваться. Предпочтение отдавалось деревянному строительству еще и по другой причине - такие дома легче отапливать.
Ранее, из камня, в Москве, да и по всей Руси, возводились только храмы. Они были более долговечны, если конечно не подвергались варварскому разрушению, и сберегали священные реликвии от пожаров. От тех, построенных из камня, зданий древней Москвы (XIV в.) до нас дошли только подклет Благовещенского собора (Кремль), малая часть церкви Рождества Богородицы (Кремль), и Спасский собор, расположенный в Спасо-Андрониковом монастыре. Остальные храмы были восстановлены после разрушения.
В XV веке город значительно украсили кирпичные укрепления Кремля, часть церквей Соборной пощади, а также храм Св. Трифона и Грановитая палата. Старейшие (за пределами Кремля) строения, не имеющие отношения к церкви, возведенные из кирпича и белого камня, принадлежат к XVI в. Отопление древних палат, к примеру, палаты Старого Английского двора, стало чрезвычайно сложным и дорогим делом, поэтому их использовали для парадных приёмов, под склады или превращали в трапезные. Купеческое и боярское сословие предпочитало дома, где было подвальное помещение. Нижний этаж, где размещались кладовки, кухни, склады и, очень редко, жилые помещения, также был из камня. А вот верхний, жилой, этаж был из дерева. К примеру, так были спланированы палаты Романовых.
Середина XVII в. отмечена бурным строительством долговечных и престижных каменных зданий, они расположены в пределах Садового кольца (шалот Милославских, палата Салтыковых и Фаминцыных и т.д.). Сохранилось множество храмов относящихся к тому времени.
В конце XVII века в Москву пришло барокко, его стали называть московским или нарышкинским. Выстроенные в этом стиле здания отличались от лаконичного древнерусского зодчества и были более нарядны. Оформление, построенных из белого камня «нарышкинских» сооружений, чем-то даже похоже на белокаменные убранства древнейших храмов, традиционную деревянную резьбу и затейливые картуши стиля барокко.
Пётр I изменил архитектуру. Нарышкинское барокко перешло в петровское, где более четко видно европейское влияние, примером может служить Меншикова башня. Царствование Елизаветы Петровны завершило освоение западных приёмов архитектуры. В этом стиле выстроили храм Никиты Мученика, Папы Римского, Св. Климента, дворец Апраксиных-Трубецких и пр.
В пожарище 1812-го года сгорело множество построек, однако оно же избавило город от хаотичной застройки. После этого восстановленная столица обзавелась монументальными сооружениями в новом стиле - ампир.
Вторая половина XIX в. считается эпохой эклектики. Столицу заполонили доходные дома, банки, магазины, особняки, театры, выполненные в этом стиле. В конце XIX в. появился стиль модерн (особняки Миндовского и Рябушинского, гостиницы «Боярский двор» и «Метрополь»).
Советская эпоха тоже отметилась в многостилье столицы. 1920-й год характерен постройками, выполненными в стиле конструктивизм, позже появилась «сталинская» архитектура. Районы Москвы в 1960-1980-х годов, увы, оригинальной архитектурой не блещут. В гонке за жильем было не до красоты. Современная Москва вернулась к многообразию стилей и разнообразию проектов, стремясь найти достойные архитектурные решения, способные украсить город и привнести в него разнообразие и стиль.