Андрей Миронов

07.03.1941 Москва - 16.08.1987 Рига

Андрей Александрович Миронов, пожалуй, один из тех уникальных артистов советского театра и кино, у которых сотни поклонников появлялись не только при жизни, но и после смерти, уже в современной России. Актёр, пользующийся невероятной популярностью и народной любовью, сыграл целый ряд блестящих запоминающихся ролей. Причём блистал он как на театральных подмостках, так и в кинематографе. Он рос в исключительно творческой семье. Будущее Андрея Александровича, в какой-то степени, уже было предопределено. Однако детство народного любимца нельзя было назвать простым. Он родился в год начала войны, за пару месяцев до страшных событий Великой Отечественной Войны.

Родители Миронова, известные актёры, оказались вынуждены уехать из Москвы в составе театра эстрады сначала в Горький, потом на агитационном пароходе «Пропагандист» в Астрахань и Ульяновск, оттуда – в Ташкент. В 1948 году Андрей Миронов пошёл в обыкновенную школу, правда, тогда он ещё носил фамилию отца – Менакер. Смена фамилии на девичью фамилию матери было обусловлено началом новой волны преследования евреев.

Актёрские задатки Андрей обнаружил в себе ещё в детстве, в одиннадцатилетнем возрасте. Тогда он попал в массовку к фильму «Садко» режиссёра Александра Птушко. Однако роль нищего в этом фильме Андрею так и не пришлось исполнить. Он отказался надевать рваную дерюгу на голое тело, сорвав тем самым свой дебют в кино.

В 1958 году будущий любимец миллионов решил поступать в училище имени Щукина. Сдача вступительного экзамена вышла с небольшим приключением – как только абитуриент зашёл в аудиторию, из его носа пошла кровь. Экзамен, тем не менее, был сдан успешно, его зачислили на курс Иосифа Раппопорта. Будущий народный артист СССР никогда не был блистательным талантом в годы студенчества. Однако его отличала от других старательность в учебе. Любую четвёрку он всегда пересдавал, мечтая о красном дипломе.

В годы СССР студентам театральных учебных заведений сниматься в кино запрещали. Но молодые актёры всячески стремились этот запрет обходить, посещая пробы или пробиваясь в массовку. Подающий надежды студент пробовался в кино во времена студенчества дважды. На роль в фильме «Прощайте, голуби», он не был утверждён, а вот вторая попытка оказалась удачной – он получил небольшую роль в картине Юлия Райзмана «А если это любовь?» будучи студентом четвёртого курса.

Окончив училище в 1962 году, перспективный актёр планировал работать в театре Вахтангова. Но он не был туда принят. После этой неудачи очень долго искал театр, в котором хотел бы служить с той же радостью. Как это часто бывает, правильный выбор был сделан благодаря случаю.

Случайный знакомый Миронова, режиссёр Валентин Плучек, работавший в Театре сатиры, пригласил молодого актёра в свой спектакль «24 часа в сутки». Дебют оказался успешным, и театральные роли последовали одна за другой. Среди самых заметных спектаклей Миронова той поры – «Дамоклов меч», «Проделки Скапена» и, конечно же, «Женский монастырь», принёсший Миронову известность.

Первые кино-роли не принесли громкого успеха. Однако, участие в картинах «Мой младший брат» и «Три плюс два» сделали его лицо и манеру игры узнаваемым для зрителей, да и успех «Три плюс два» заставил обратить на него внимание больших режиссёров. Так, в 1965 году подающего надежды актёра на одну из главных ролей в фильме «Берегись автомобиля» пригласил Рязанов. Фильм, как известно, имел громкий успех не только в год проката, но и в какой-то мере стал культовым. Наряду с признанной звездой Иннокентием Смоктуновским, множество положительных отзывов о своей роли получил и молодой Миронов. Эта роль была прорывом молодого актёра, приглашения от кинорежиссёров пошли одна за другой. Молодой талантливый актёр снялся в целом ряду кинокартин, но все эти фильмы не имели такого же громкого успеха, что и шедевр Рязанова. И вот, наконец, Миронову поступает предложение от ещё одного мэтра кинематографа – Леонида Гайдая. Его новая авантюрная комедия «Бриллиантовая рука» имела просто ошеломляющий успех. Картину посмотрели более семидесяти миллионов человек – большинство современных режиссёров блокбастеров с многомиллионными бюджетами и в самых радужных снах не мечтают о таком ажиотаже. Роль харизматичного и обаятельного авантюриста Геши принесла уже известному артисту всенародную любовь и славу. Теперь, уже в начале 1970х Миронов становится фаворитом ведущих кинорежиссёров авантюрных комедий. Однако, по признаниям самого актёра, этого было недостаточно. Герой авантюрных сюжетов грезил серьёзными драматическими ролями в фильмах Михалкова, Тарковского, однако приглашений от этих режиссёров не поступало.

Звезда кинематографа и театральной сцены был женат дважды. Первый его брак состоялся в 1971 году с актрисой Екатериной Градовой (радистка Кэт из «17 мгновений весны»), однако брак развалился всего за три года. Единственным воспоминанием осталась их общая дочь Мария. Со своей будущей второй женой, Ларисой Голубкиной, Андрей Миронов познакомился в 1974 году. Он неоднократно делал Голубкиной предложение выйти за него замуж, но согласием Лариса ответила лишь в 1984 году.

В 1978 году у Андрея произошло небольшое кровоизлияние в мозг. Диагноз врачей был неутешительным – менингит. Преодолев курс тяжёлого продолжительного лечения, Миронов нашёл в себе силы вернуться на сцену. Но болезнь не отступила. Хроническая инфекция, вызвавшая менингит, на этот раз высыпала фурункулами по всему телу и способствовала воспалению лимфоузлов. Несмотря на тяжёлый недуг, он продолжал гастролировать и сниматься в кино. Последняя роль в кинематографе – Джонни Фёст в фильме Аллы Суриковой - ещё один ошеломительный успех у зрителя.

Он умер в год премьеры своего последнего фильма на сцене рижского театра. Шёл спектакль «Женитьба Фигаро». Во время произнесения очередной реплики своего героя, Фигаро, любимец миллионов начал вдруг отступать и оседать, опёршись о декорацию. Его увезли на машине скорой помощи. Два дня борьбы за жизнь всенародного любимца успехом не увенчались. Занавес его жизни опустился 16 августа. Он умер от очередного кровоизлияния в мозг. Ему было всего 46 лет.