Монастырь и музей Новодевичий
адрес: г. Москва, Новодевичий пр-д, д.1;
проезд: м. Спортивная;
режим работы: Пн, ср., чт., пт., суб., вс. - с 10.00 до 17.30, касса до 16.45. Вторник - выходной день. Первый понедельник каждого месяца - санитарный день;
телефон: (499) 246-85-26;
Новодевичий монастырь представляет собой настоящую крепость: великолепные зубчатые башни, мощные стены. Внутри комплекса находится Смоленский собор (XVI в.) и погост. После триумфального похода на Смоленск, князь Василий III повелел построить на месте переправы через р. Москву деревянную церковь(1514 г.). Спустя 11 лет, после того как в храме появилась икона Смоленской Божьей Матери, являвшейся заступницей русских воинов, созданную там женскую обитель назвали - Богородице Смоленской. Свое сегодняшнее название монастырь получил несколько позднее. Здесь закончили свою жизнь многие знатные женщины, отсюда и название - Девичий. Чтобы отличить его от Стародевичьего кремлевского монастыря, его прозвали Новодевичьим. Здесь стала инокиней Ирина Годунова, приняла постриг царевна Софья, жила царевна Татиана (дщерь Михаила) и первая жена Петра I Евдокия Лопухина.
В 1922 г. монастырь закрыли и открыли в его древних стенах музей. В нем насчитывается 12 тыс. экспонатов. Гордостью музея стала коллекция древнерусской иконописи, ткани XVI-XX вв., ювелирные украшения и документы монастырского архива, рукописные и старопечатные книги.
Коллекция древнерусской живописи, представлена иконами многочисленных церквей монастырского комплекса, надгробными иконостасами русских царевен, родственниц Петра Великого. Среди предметов, составляющих гордость музея, можно увидеть 70 икон, которые преподнес в дар монастырю Борис Годунов (1600 г.). Ценнейшей частью собрания стали экспонаты с вкладными надписями: Ивана Грозного, царевны-правительницы Софьи Алексеевны, Петра Великого.
По преданию, угловая башня Новодевичьего монастыря, где томилась царевна Софья, имеет чудодейственную силу. В течение длительного времени, она является местом паломничества. Верующие стараются прикоснуться к ней, дабы быть осененными Божьей благодатью.