Коломенское
Коломенское — бывшая царская резиденция и вотчина, подмосковное село; ныне — государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник. Расположен к югу от центра Москвы, занимает территорию 390 га; входит в Московский государственный объединённый музей-заповедник «Коломенское — Лефортово — Люблино — Измайлово».
В Коломенском, в храме Казанской иконы Божьей Матери, пребывает одна из почитаемых в современной России икон Богородицы — «Державная».
История
Село Коломенское, находившееся на дороге из Москвы в Коломну, было основано, по преданию, жителями города Коломны, бежавшими от Батыя. Первое письменное упоминание — в духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты в 1336 г. Изначально это была вотчина московских великих князей, затем царей.
Василий III построил здесь в 1528—1532 годах знаменитую шатровую церковь Вознесения (вероятно, заложена для моления о чадородии). В статьях о церкви Вознесения, ей часто приписывают функции сторожевой башни, но это чистая выдумка советских историков, так как до 1867 года барабан главы был глухим и там не могло быть никакого используемого помещения.
Иван Грозный, возможно, в честь своего венчания на царство в 1547—1554 гг. построил в соседнем селе Дьяково (ныне в черте музея-заповедника) церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. И. Забелин указывает, что Иван Грозный имел обычай праздновать в Коломенском дворце свои именины (29 августа).
В 1606 г. Коломенское служило ставкой Ивана Болотникова, в 1610 г. — Лжедмитрия II.
Расцвет Коломенского связан с царствованием Алексея Михайловича — Коломенское было его любимой резиденцией. В 1667—1668 гг. возводится великолепный деревянный дворе́ц, имевший 270 помещений. В единый комплекс Государева двора входили деревянные хоромы с домовой Казанской церковью, Сытный, Кормовой, Хлебный или Хлебенный дворы или дво́рцы, Приказные палаты, Полковничьи палаты и караульни. Весь государев двор окружается оградой с тремя воротами: Передними, Задними, Садовыми. Вокруг разбиты сады, окруженные высоким тыном.
С Коломенским связаны события Медного бунта 1662 г. Позже здесь нередко живал юный Пётр I; под Коломенским, на Кожуховском поле, он устраивал знаменитые «потешные бои».
После смерти Алексея Михайловича и перенесения столицы в Санкт-Петербург Коломенское приходит в упадок. При Екатерине II обветшавший дворец был разобран. Новый четырёхэтажный дворец построен в 1766—1767 годы князем П. В. Макуловым (по его же чертежам) на новом месте, напротив северного фасада церкви Вознесения. Нижние два этажа были каменные, а верхние — деревянные.
В них П. В. Макулов использовал материалы от разборки хором Алексея Михайловича. В 1768 году был надстроен второй этаж над палатами XVII века всего ансамбля Передних ворот, включая Сытный двор, Полковничьи и Приказные палаты (и здесь Макулов использовал материалы от разборки хором). Весь ансамбль был приспособлен под кухни нового дворца. В коломенском дворце императрица жила летом во время пребывания в Москве.
Екатерининский дворец, в свою очередь, был перестроен по проекту архитектора Е. Д. Тюрина при Николае I в 1825 году. Как установил С. А. Гаврилов, верхние деревянные этажи были разобраны и построены новые с использованием материалов от разборки, а в кладке нижних двух каменных этажей была максимально использована старая кладка. Последний дворец был разобран в 1872 году. От дворца 1825 г. сохранился только один флигель. В 1870-х годах на всех постройках Коломенского ремонтировали крыши и деревянные конструкции делали из материалов от разборки дворца. В 2001—2007 годах были проведены ремонтные работы на церкви Вознесения, ансамбле Передних ворот, включая Приказные и Полковничьи палаты. Как считает С. А. Гаврилов, при последнем ремонте все деревянные конструкции от предыдущих коломенских дворцов были утрачены без исследования и фиксации.
Музей
Музей Коломенское был основан в 1923 г. по инициативе архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского, который и стал его первым директором. В конце 1920-х годов по его замыслу для создания музея деревянного зодчества стали свозить старинные деревянные постройки: небольшую хозяйственную постройку из села Преображенского, названную в музее «медоварней», домик Петра I из Архангельска, Моховую башню Сумского острога XVII в. При Барановском хозяйственную постройку из Преображенского поставили на месте светлиц, напротив места, где некогда стояли утраченные шатровое крыльцо «приказных» палат и сами палаты. Для парадного царского двора, где Алексей Михайлович принимал послов, хозяйственная постройка не подходила, но вся территория тогдашнего музея составляла 25 га. После Барановского поставили Домик Петра I на разваленных фундаментах XVII в. и на следах построек XVI в. На свободном лугу поставили Святые врата Николо-Корельского монастыря, но разрезав луч, соединявший Казанскую церковь с церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1959 году рядом с воротами Николо-Корельского монастыря поставили башню Братского острога из Сибири.
По концепции С. А. Гаврилова музей деревянного зодчества надо было создавать на левом берегу речки Жужи, где можно было сделать микрорельеф местности. Но сделали музей в урезанном виде по проекту В. М. Бодунова на правом берегу (на территории села Коломенское).
После реставрации с 2011 года на ярмарочной площади в Коломенском проводятся крупнейшие всероссийские ярмарки мёда.
Здания и сооружения
Церковь Вознесения
Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм Даниловского благочиния Московской епархии.
Храм расположен в районе Нагатинский Затон, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское. Храм является шедевром мировой архитектуры, первым каменным шатровым храмом в России.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове — единственный, помимо собора Покрова на Рву, сохранившийся многостолпный храм XVI века. Выдающийся памятник русского зодчества.
Храм расположен в районе Нагатинский Затон, Южного административного округа города Москвы, на территории музея-заповедника Коломенское, в бывшем селе Дьякове, на возвышенности правого берега реки Москвы, где в XVI веке располагалась царская резиденция. В настоящее время действует и организационно относится к Даниловскому благочинию Московской епархии.
Храм представляет собой симметричную группу из пяти восьмигранных, изолированных друг от друга столпов, обладающих самостоятельными входами и алтарями. Центральный столп, посвященный Усекновению главы Иоанна Предтечи, по габаритам вдвое больше остальных и выделен с востока алтарной апсидой. Четыре придельных столпа соединены между собой галереями, а одной гранью примыкают к центральной башне. В них были размещены престолы Зачатия праведной Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, Двенадцати апостолов и Московских святителей — Петра, Алексия и Ионы.
По центру галереи, между двумя маленькими главками, обращёнными на север, расположена двухпролётная звонница, завершённая щипцом. Ярусы столпов украшены филенками, а к шлемовидным куполам ведут ряды полукруглых и треугольных кокошников. Верхняя часть центрального столпа имеет ряд особенностей. Над двумя рядами треугольных кокошников возвышается восьмерик, на котором расположен объём из крупных полуцилиндров, увенчанных подобием антаблемента. Над каждым полуцилиндром расположены цилиндры меньшего размера, далее следует невысокий барабан с филенками, завершающийся шлемовидным куполом. Возможно, его форма ранее была несколько иной.
Большие круглые окна центрального восьмерика ориентированы по сторонам света и прорезают полукруги нижнего ряда кокошников. На той же вертикальной оси помещены порталы галерей, окна и порталы восьмерика и щелевые окна завершения, с трудом различимые между полуцилиндрами. В обрамлении оконных проёмов храма и абрисе верхнего ряда кокошников центрального восьмерика различим мотив вимперга, использованного для наружнего декора церкви Вознесения в Коломенском.
Благодаря связующей роли галерей и единству декора, многоярусный храм, состоящий из близко поставленных уменьшающихся кверху восьмериков, воспринимается как мощный монолит с центрическим решением композиции.
Казанская церковь
Храм Казанской иконы Божией Матери — бесстолпная пятиглавая церковь середины XVII века, расположенная на территории государственного историко-архитектурного музея-заповедника Коломенское, в районе Нагатинский Затон, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское. Православный храм Даниловского благочиния Московской епархии.
Святыни храма
- Чудотворная икона Божией Матери «Державная»
- Чтимый список с Казанской иконы Божией матери (XVII в).
В северном приделе находится деревянная скульптура Иисуса Христа. В 1920-х гг. скульптура находилась в главном храме.
Церковь Георгия Победоносца
Церковь Георгия Победоносца в Коломенском — каменный храм XVII века с колокольней середины XVI века.
В XVII веке к колокольне была пристроена «палата» и деревянная трапезная. По сведениям русских историков А. Н. Корсакова и Ю. И. Шамурина, церковь Георгия Победоносца была освящена в 1678 году. В 1840—1842 годах деревянные и часть каменных стен церкви были разобраны. На месте деревянной трапезной как пристройка к древней Георгиевской колокольне по проекту Е. Д. Тюрина была возведена церковь Святого Георгия Победоносца.
В ходе этой реконструкции облик древних сооружений был значительно искажён. Под штукатурку был срублен весь наружный декор и растёсаны оконные проёмы. С западной стороны была выстроена новая большая кирпичная трапезная. Внутри столпа колокольни было сделано никогда прежде не существовавшее сводчатое перекрытие.
В 2000 году после освящения трапезная превратилась в храм Святого Георгия. В 2004—2006 годах в цервки была выявлена созданная в XIX веке сложная калориферная система отопления здания. Тогда же были проведены работы по восстановлению фрагментов масляной живописи. В 2007 году в церкви установлен иконостас.
В храме размещается выставка музея Древний храм Святого Георгия, содержащая иконы, старопечатные книги, рукописные документы, а также образцы лицевого шитья и резьбы по дереву, израцы, архитектурную графику и фотографии XIX—XX веков.
В облике колокольни видно сильное воздействие ордерных форм итальянского Возрождения. Несмотря на активное использование в качестве декоративного элемента такого чисто русского элемента как кокошник, в формах колокольни и общем строе её декора ощущается близость к архитектуре итальянских кампанил XV — начала XVI веков. «Итальянский след» просматривается и в способе подвески колоколов, типичном для западных звонниц, где раскачивали колокола, а не языки, как это было принято в русской практике.
Двухъярусная круглая в плане башня колокольни перекрыта купольным сводом, стянутым снаружи рёбрами гуртов, и увенчана маленькой главкой. В строгом декоре колокольни сочетаются большой и малый ордеры. Полуциркульные кокошники, завершающие ярусы башни, прекрасно вписываются в общую ренессансную композицию.
Нижний ярус башни обработан ложными арками, окружёнными широкими пилястрами большого ордера и оканчивается антаблементом. Пояс кокошников отделяет нижний ярус от высокого яруса звона, где ложным аркам вторят настоящие арочные проёмы. Верхний ярус заканчивается двумя поясами больших и малых кокошников, окружающими купол колокольни. Первоначальный вход в колокольню, расположенный с северо-западной стороны, обозначен круглым окном-люкарной.
Водовзводная башня
Водовзводная башня построена во второй половине XVII в. В 1675 г. мастер Богдан Пучин установил в башне водовзводный механизм, подававший воду в Государев двор. Второе назначение башни — проездные ворота в Вознесенский сад и село Дьяково.
Передние ворота
Передние ворота служили парадным въездом в царскую усадьбу XVII в. Воздвигнуты в 1671—1673 гг. Ворота состоят из четырёх ярусов и завершаются башней с восстановленным в 1994 г. двуглавым орлом. В звоннице башни размещаются колокола часового боя. Над арками входа помещается Органная палата, в которой в XVII в. находился специальный механизм, приводивший в движение фигуры львов, находившихся внизу у Передних ворот. Львы, приветствуя гостя вращали глазами, поднимали лапы и издавали рёв. Над Органной палатой находится Часовая палата с действующим механизмом. В настоящее время в памятнике располагаются музейные экспозиции.
Николо-Корельский монастырь
Предполагают, что монастырь был основан в конце XIV или в начале XV веков просветителем корелов преподобным Евфимием, мощи которого были открыты в 1647 году.
В 1420 году монастырь пострадал от пожара. Следующие полвека монастырь пребывал в запустении.
В 1471 году в Белом море утонули при невыясненных обстоятельствах Антон и Феликс Борецкие — сыновья Марфы Посадницы. Они были похоронены в Николо-Корельском монастыре, а Марфа повелела заново отстроить монастырь с церковью Святого Николая и дала ему в собственность часть своих владений — луга, солеварни, рыбные промыслы.
Долгое время Николо-Корельский монастырь служил чем-то вроде морских ворот страны: один из возможных путей русских послов в Европу пролегал по Северной Двине и далее морским путём вокруг Кольского полуострова (например, этим путём шёл царский посол Григорий Истома в 1496 году: после Тронхейма в Данию по суше); последней остановкой на русской земле был именно Николо-Корельский монастырь.
Несмотря на то, что часть монастырских зданий в 1990-е годы переданы церкви, православные верующие лишены возможности свободно посещать монастырь, так как предприятие режимное. Первым стал восстанавливаться собор Николая Чудотворца. 7 апреля 2005 года по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона в соборе бывшего Николо-Корельского монастыря была отслужена первая Божественная литургия.
22 августа 2009 года в монастыре совершил всенощное богослужение Патриарх Кирилл.
Домик Петра
Домик Петра был построен в 1702 г. на острове Святого Марка в устье Северной Двины корабельными мастерами. В нём в течение двух с половиной месяцев жил Пётр I, наблюдая за строительством Новодвинской крепости, расположенной на материке, напротив острова. Одновременно здесь, на Соломбальских верфях, закладывались основы российского морского флота. В 1934 г. Домик Петра I был перевезён в Коломенское.
Деревянный дворец царя Алексея Михайловича
Гипотетический экстерьерный макет с частичным воссозданием интерьеров. Построен в 2008-2010 годах на территории бывшего села Дьяковское без привязки к историческому местоположению и ориентации по сторонам света. Макет возводился по чертежам, составленным по велению Екатерины II, При возведении использовались современные технологии — все конструкции монолитные, железобетонные, покрытые затем брёвнами.
Дворец представлял собой весьма сложную систему отдельных деревянных помещений (клетей), соединённых переходами. Своим богатым и экзотическим декором неизменно вызывал восхищение у видевших его иностранцев. Разобран не ранее 1767 года, при этом фундаменты дворца сохранились (равно, как и каменные постройки хозяйственных служб при дворце).
Новое строение не является полностью деревянным: часть конструкций монолитные, железобетонные. Из железобетона выполнены несущие колонны и перекрытия. Фасады выполнены целиком из бревен с маскировкой мест прохождения железобетонных колонн. Для маскировки железобетонных перекрытий они отделаны на потолке и полу досками. Технология изготовления крыш близка к оригинальной - на полностью деревянном каркасе.
По словам Юрия Лужкова, строительство предполагалось завершить в 2010 году. 4 сентября 2010 года Юрий Лужков открыл воссозданный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском.