Церковь Всех Святых на Кулишках
Сайт храма: www.podvorie-alexandria.ru
адрес: г. Москва, Славянская площадь, д. 2;
Как добраться: недалеко от метро "Китай-город".
Часы работы: ежедневно с 8.00 до 20.00 (в воскресенье с 8.00 до 18.00)
Телефон +7 (495) 623-75-66;
e-mail: Church.kulishki@gmail.com;
Древнейшая в столице церковь "Всех Святых", находится в непосредственной близости от Солянки. Согласно предания, храм был построен по указу Дмитрия Донского (1830 г.) дабы почтить память павших на Куликовом поле русских воинов. По другой версии, храм стоял на этом месте задолго до 1830 года, со времен освоения этой местности.
Разумеется, точно ничего не известно, но предполагается, что в стародавние времена эта территория была чрезвычайно неудобна и малопригодна для строительства поселений. Об этом говорит его название - "кулижки" или "кулишки", которое, кстати, так до сих пор и не разгадано. Имеется множество его толкований. К примеру, "кулишки" могут трактоваться как заболоченный, топкий участок. По преданию, здесь и в действительности было заболоченное место, где жили кулики. Эти пернатые как раз предпочитают болотистую местность. Вот благодаря им то и появилось название.
Однако ученые считают, что когда-то здесь шумел густой бор, отсюда "кулишки" - очищенные от деревьев участки леса. По другой версии "кулишки/жки" образовались от слова "кошельки" или "кульки", которые издревле здесь изготавливали (находящаяся поблизости местность, которая нынче называется Яузские ворота, когда-то прозывалась "Кошелями"). И, наконец, казалось бы, совершенно неубедительная, но логически оправданная теория связывает это название с Куликовской битвой. Де, от Куликова поля, места решающего сражения русских войск, и пошло сие название. Дважды прошел по этой местности Дмитрий Донской, отправляясь на битву и вернувшись с оной, и приказал возвести тут храм и называть сие место "кулишки" во славу Куликовской битвы.
Ранее эта территория была частью московского посада, что, кстати, говорит в пользу версии о построенной здесь во времена первых поселений церкви, которая позднее была по указу Донского перестроена.
Возведенный князем храм-памятник был очень сильно поврежден в 1812 году.
Восстановление Всехсвятской церкви закончилось в 1687 году, а в последующие годы она постоянно обновлялась. Заметим, что за все историю своего существования она как была, так и осталась обычным приходским храмом.
С этой церковью связан московский Чумной бунт (1771 года), после которого кремлевский Набатный колокол, по указу императрицы Екатерины, лишился языка. Дело было так...
Всехсвятскому храму принадлежала чудотворная икона Божией Матери, размещавшаяся над воротами Варварской башни. Ежегодно святыню на три дня спускали вниз, дабы все желающие могли ей поклониться, после чего возвращали на место. Но вернемся, собственно, к Чумному бунту. На столицу обрушилась ужасная эпидемия.
Одному из простолюдинов привиделся сон, из которого следовало, что горожане недостаточно почитали Боголюбскую икону Божией Матери и потому были жестоко наказаны страшной болезнью. И рассказал сей человек о своем видении и начал он собирать пожертвования на "всемирную свечу", дабы отмолить грехи и прекратить мор. Предполагается, что его рассказ поддержал или подтвердил, один из священников Всехсвятского храма. Ввиду происходящих трагических событий народное волнение моментально поднялось до опасной черты. Люди кинулись к Варварским воротам, дабы залезать наверх и целовать святой образ. Разумеется, это привело к еще большему распространению заболевания. По решению архиепископа Амвросия икона была спрятана в церковь, а кружки для пожертвований опечатаны, что вызвало дикий гнев у находящихся в состоянии паники людей. Бунтовщики ударили в Набат.
Архиепископ, пытающийся укрыться от народного гнева в Донском монастыре, был там же убит. Толпа ринулась на поиски генерала Петра Еропкина, бывшего, по их мнению, заодно с Амвросием. Однако тот был в Кремле. Генерал старался уговорить людей разойтись по домам, но успехов в сем начинании так и не достиг. На то, чтобы подавить бунт понадобилось два дня.
Екатерина Великая, в награду за подавление восстания, сделала Еропкина генерал-губернатором Москвы, вручила ему голубую Андреевскую ленту и 20000 рублей. Набатный колокол, в который звонили москвичи, созывая людей на восстание, лишился языка.
Вплоть до революции церковь оставалась действующей. Во времена Советской власти она была закрыта до 1990-го года, когда она вновь открылась для верующих.