30. Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя. Фотография из собрания Э.В. Готъе-Дюфайе
Храм Христа Спасителя.
Фотография из собрания Э.В. Готъе-Дюфайе

Храм Христа Спасителя был сооружен на месте бывшего Алексеевского монастыря по обету, данному Александром I во время Отечественной войны. Затем этот обет принял на себя Николай I, который и определил, где строить.

Сооружали храм по проекту архитектора К. А. Тона в 1837—1883 годах на левом берегу Москвы-реки, там, где сейчас Кропоткинская набережная. На фотографии прошлого века хорошо видны крестообразный план храма, его огромный центральный купол, опирающийся внутри на четыре столба, колокольни-купола по углам. Известные мастера-живописцы и скульпторы России приняли участие в отделке и убранстве храма Христа Спасителя: П. К. Клодт, А. В. Логановский, Ф. П. Толстой, Н. А. Рамазанов, В. В. Верещагин, К. Е. Маковский, В. И. Суриков и другие.

Храм Христа Спасителя. Фотография из собрания Э. В. Готье-Дюфайе
Храм Христа Спасителя.
Фотография из собрания Э. В. Готье-Дюфайе

Уже вскоре после завершения строительства храма начались горячие споры о том, стал ли он выдающимся произведением зодчества или же грандиозность, роскошь отделки, помпезность — всего лишь дань мещанским вкусам. Специалисты отмечали его эклектичность, громоздкость, указывали на то, что он «закрывает» Кремль.

Уничтожение храма в начале тридцатых годов не только не поставило точку в этом споре, но, наоборот, вызвало среди общественности новые дискуссии.