ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО В МОСКВЕ...

Часть 11

...в конце 1966 года Парижский центр архитектурных исследований присудил проекту застройки проспекта Калинина премию Гран при за обновление архитектурных форм и успехи в разработке перспективных планов градостроительства.

...выдающийся советский инженер и конструктор, автор Останкинской телевизионной башни Н. В. Никитин (совместно с архитекторами Д. И. Бурдиным и Л. И. Баталовым) является соавтором проектов многих различных зданий — административного здания на Б. Ордынке (1952), высотного здания МГУ на Ленинских горах (с группой архитекторов и инженеров, 1952), монумента «Родина-мать» в Волгограде и многих других.

...железобетонная крыша одного из самых новых и самых оригинальных по конструкции московских рынков — Бауманского, не имеет ни одной внутренней опоры. Такое решение применено впервые при сооружении подобных зданий. 16 наклонных опор, которые расположены по периметру, поддерживают железобетонное кольцо диаметром более 80 метров. С помощью стальных тросов укреплено провисающее покрытие рынка.

...Знаете ли вы, что в 1634 году в Москве был издан печатный букварь — первый русский учебник. Его автором был В. Бурцев. Букварь (азбука) стоил одну копейку и был сравнительно доступен широкому кругу населения. В начале букваря была помещена картинка, на которой изображен учебный класс и учитель, наказывающий ученика розгами. Рисунок сопровождался стихотворной строчкой:

«Розга ум острит, память возбуждает и волю злую к благу прилагает...»

...великий немецкий поэт Ф. Шиллер написал драму «Дмитрий» на сюжет событий в Москве в начале XVII века. Эта же тема послужила основой для опер чешского композитора А. Дворжака и французского композитора де Жонсье.

...в 1621 году в Москве вышла одна из сохранившихся русских рукописных газет — «Куранты», или «Вести». Газету подготовили в Посольском приказе для ознакомления царя и придворных с зарубежными новостями. «Куранты» писались от руки в одном экземпляре на узких листах бумаги длиной до нескольких метров. В газете приводились политические, дипломатические и военные сведения, новости торговой и культурной жизни. Материалы собирались из немецких и голландских газет и из донесений и писем русских людей, находящихся за границей. «Куранты» просуществовали до 1701 года. На смену им пришла первая печатная газета «Ведомости».

...первое печатное издание русских законов — «Соборное уложение государя царя Алексея Михайловича» было отпечатано на Печатном дворе в 1649 году.

...в 60-х годах XVII столетия в царской мастерской в Кремле был изготовлен большой орган, который со специальным посольством был отправлен в подарок персидскому шаху. Орган произвел на восточного владыку столь сильное впечатление, что шах разрешил русским купцам беспошлинную торговлю во всех принадлежавших ему землях. Кремлевская мастерская имела в то время большое количество квалифицированных мастеров, которые успешно «строили» органы и клавесины как для «царского обихода», так и для заказчиков со стороны.

...первые живописные изображения Московского Кремля появились на иконах древних мастеров в XVI—XVII веках. На иконе «Митрополит Алексей у Московского Кремля» изображены башни, стены, соборы Кремля, а на иконе Симона Ушакова «Древо Московского государства» даны реальные изображения Спасской башни и кремлевской стены с башнями со стороны Красной площади.

...первый балет на русской сцене был поставлен в Москве в 1675 году в придворном театре на сюжет мифа об Орфее.

...созданная в Москве в XVII веке театральная школа была одним из первых театральных учебных заведений в Европе.

...крестьяне подмосковного села Свиблова в XVII—XVIII веках славились игрой на народных инструментах. Царица Анна Иоан-новна набирала из них музыкантов для своего придворного оркестра, который насчитывал до 90 оркестрантов. В то время в Европе еще не существовало подобного оркестра, и исполнение сложных музыкальных произведений приводило в восторг иностранцев, приезжавших в Россию.

...одной из первых публикаций о Москве, изданных в Европе, является трактат базельского ученого Себастиана Мюнстера «Космография», в котором имеется глава «О земле московской». Трактат повествует о площади города Москвы, ее улицах, постройках. Особое внимание уделяется Кремлю как крепости и княжескому дворцу, описываются и другие кремлевские сооружения.

...в Древней Руси в изобразительном искусстве широко использовался женский труд, особенно в иконописи. Успешно занималась живописью царевна Софья, которая была, по предположениям, автором миниатюр к известному медведковскому Евангелию 1681 года. Она же хорошо играла на клавесине и писала пьесы для театра, в которых сама выступала в качестве актрисы. Кроме того, царевна Софья была первым режиссером пьес великого французского драматурга Мольера в России. Она поставила на сцене Потешного дворца в Кремле пьесу Мольера «Лекарь поневоле».

...наше современное летосчисление введено в Москве с 1 января 1-700 года, до этого новый год начинался с 1 сентября и исчислялся от «основания мира» — с 5508 года.

...первая русская газета «Ведомости», созданная по указу Петра I, вышла в Москве 17 декабря 1702 года. Она издавалась на Печатном дворе на Никольской улице (ныне ул. 25 Октября). Газета сыграла важную роль в развитии печатного дела в России.

...в начале XVIII столетия в Москве была создана грузинская типография, где в 1705 году была издана первая грузинская печатная книга «Псалмуни».

...первая публичная библиотека в Москве была открыта в специально построенном для нее здании на Красной площади у Спасских ворот в конце 20-х годов XVIII века книгоиздателем В. В. Киприяновым.

...в 30-х годах XVIII столетия на Красной площади был сооружен деревянный театр на 3 тысячи мест, где устраивались концерты инструментальной музыки и оперные представления. Этот театр, один из самых больших в Европе, строили по проекту молодого Растрелли. Во время одного из больших московских пожаров театр сгорел, и по приказу императрицы Елизаветы Петровны в Лефортове был сооружен новый деревянный театр на 5 тысяч мест. Здание имело воздушное отопление, звукоизоляцию помещений и сцену, оборудованную различными механизмами, или «чудесами», как тогда их называли.

...великий русский просветитель XVIII века Н. И. Новиков за три года своей издательской деятельности, связанной с университетской типографией, издал больше книг, чем было выпущено до него в этой типографии за 24 года ее существования.

...издательская деятельность Московского университета, сыгравшая важную роль в развитии науки, культуры и печатного дела в России, началась в 1756 году с издания сочинений основателя университета великого русского ученого М. В. Ломоносова.

...в 1757 году итальянский композитор Джиованни Локателли получил разрешение на открытие в Москве публичного оперного театра с итальянской труппой. Через два года за Каланчевским нолем на берегу Красного пруда (ныне Краснопрудный пер.) было возведено большое - деревянное здание театра с вместительным зрительным залом в три яруса, галереей и ложами. Сцена была оснащена машинами для смены декораций. В январе 1759 года москвичи присутствовали на первом оперном спектакле «Сердечный магнит».

...вплоть до середины XVIII столетия в составе трупи русских театров не было ни одной женщины. Все женские роли исполнялись мужчинами. Первой актрисой стала Татьяна Троепольская, вступившая в состав труппы университетского театра, руководимого поэтом M. М. Херасковым.

...первый московский журнал «Полезное увеселение» начал издавать в 60-х годах XVIII века известный поэт того времени M. М. Херасков. В журнале сотрудничал молодой Д. И. Фонвизин.

...в конце января 1763 года русский актер Ф. Г. Волков поставил на улицах Москвы маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва» в честь коронации Екатерины II. В создании сценария праздника приняли участие А. П. Сумароков и M. М. Херасков. Политической основой такого праздника было оправдание очередного дворцового переворота. Процессия шла по улицам Немецкой (Бауманская), Новой Басманной, Мясницкой (Кирова), Новой площади, Маросейке (Богдана Хмельницкого), Покровке (Чернышевского). Участники маскарада, одетые в соответствующие костюмы, обличали темные стороны русской жизни XVIII века — взяточничество, неправый суд, жестокость и т. д.

...на месте Большого театра в 1780 году предприниматель М. Ме-докс построил театр, который иногда называли Петровским театром. Здание было сооружено за пять месяцев. Здесь были поставлены оперы русских и зарубежных композиторов, а также драматические спектакли, в том числе «Недоросль» Д. И. Фонвизина. В 1805 году театр сгорел и простоял 20 лет в развалинах.

...в XVIII —XIX веках в Москве и Петербурге устраивались красочные зрелища — конные карусели. Небольшие группы из четырех или пяти всадников, которых называли кадрили, проводили бои на копьях или деревянных палицах, метали дротики, рубили чучела, стремились попасть копьем в подвешенное кольцо. В состязаниях в качестве судей принимали участие выходцы из титулованных фамилий — Долгорукие, Хованские, Трубецкие, Гагарины и т. д. Последняя карусель состоялась в Москве в 1811 году у Калужской заставы (ныне Ленинский просп.). По проекту известного зодчего Ф. Кампорези здесь был построен большой амфитеатр с галереями и ложами. Интересное зрелище сопровождалось музыкой военных оркестров.

...старейшим любительским хоровым коллективом Москвы является академический хор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, отметивший свое 200-летие. А старейшим профессиональным хором является Государственная республиканская русская хоровая капелла имени А. А. Юрлова.

...в результате напряженного двухлетнего труда реставраторов в бывшем Странноприимном доме, построенном на рубеже XVIII и XIX столетий (ныне — НИИ скорой помощи имени Н. В. Скли-фосовского), выяснилось, что почти под десятью слоями красок, лака и олифы на огромном плафоне под куполом дома сохранилась уникальная и единственная из монументальных работ известного художника конца XVIII столетия Доменико Скотти, итальянца по происхождению, почти вся творческая деятельность которого была связана с Москвой. Реставраторы раскрыли ранее нам неизвестную композицию художника «Глория», занимающую площадь до 100 квадратных метров.